Театр, где важен жест – и все остальное...

 

 

 

 

 

С 16 по 20 сентября

в Казани гастролировал

Санкт-Петербургский театр глухих.

 

     Поездка коллектива стала возможной благодаря сотрудничеству, победившему в конкурсе фонда президентских грантов, а также партнеров - Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры РТ, Дома дружбы народов, Всероссийского общества глухих и благотворительного фонда «Ярдэм».

     Мало кто знает - откуда вообще пришла идея этих гастролей. Рассказывает председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера Гаулстон: «В прошлом году в качестве гостя мне посчастливилось побывать на Международном фестивале культуры « Территория жеста », который проходил в Москве. Там участвовали лучшие театральные коллективы с неслышащими артистами из США, Польши, Франции, Словении, Швеции, Финляндии, а также из России - Москвы и Санкт-Петербурга. Мне особо запомнился спектакль с названием «Ателье» АНО «Санкт-Петербургский театр глухих», которым руководит неслышащий Владимир Валентинович Бочаров. Мы с ним договорились о гастролях в 2021 году в день празднования 95-летия Всероссийского общества глухих.
     Так получилось, что питерские артисты решили приехать к нам по-петербургски - в рамках проекта Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих» с концертной программой и со спектаклем «Любовь по-петербургски». В Казань прибыло 20 человек: актеры и обслуживающий персонал, все с нарушения слуха, из них 80 процентов с высшим образованием разного направления - культура, сурдопедагогика и другие. Участники творческого коллектива имеют основную профессию, а по вечерам репетируют в театре. АНО «Санкт-Петербургский театр глухих» не получает прямую государственную поддержку, существует на средства грантов и проектов, а также за счет продажи билетов на свои представления ».

     Этим увлеченным сценическим искусством людям есть, что использовать. И это они наглядно показали в своей концертной программе 18 сентября на площадке ТРО ВОГ. Будь то песни «День Победы», «Лети, любовь», хореографические номера «Русский танец», «Стиляги», клоунада и пантомима «Воспоминания», «Фотограф» - все ложилось на душу, все вызывало восторг. «У них очень выразительные эмоции и правильные приятные жесты, которые понятны всем нашим глухим, - делится впечатлениями Венера Гаулстон. - Публика на эту концертную программу пришла из числа «чистых» глухих, им ближе клоунада и танцы. Я была очень довольна концертом артистов с берегов Невы. И все наши зрители не хотели с ними разлучаться ».

     Расставаться пришлось, но ненадолго. Буквально на следующий день в Доме дружбы народов питерцы показали спектакль «Любовь по-петербургски» по произведению французского драматурга Робера Тома «8 женщин». И хотя действие пьесы происходит в середине двадцатого века во Франции, кто ж берет во внимание этой момент и месторасположение закрученной детективной истории? Она могла произойти в любой стране, в любое время - даже неделю назад в Питере (не оттого ли такое «современное» название спектакля?). В произведении - общечеловеческие проблемы, психология и нравы людей, которые практически не эволюционируют в сторону благодати. Жадность, зависть, предательство, к сожалению, проявляются и не тускнеют во все века, во все года. Вот и в пьесе праздник Рождества омрачен убийством хозяина дома. И ярлык палача может быть навешан на каждую из присутствующих в этих стенах - жену, дочь, падчерицу, тещу, свояченицу, служанку, горничную и родную сестру жертвы. В процессе развития действия становится понятно, что каждая из них имеет счеты к единственному мужчине в доме.

     Эта постановка - не прямолинейное нравоучительное действо, но заставляет зрителя задуматься. «Обратила внимание, что на спектакль пришли люди старшего и среднего возраста, 30-40 летних было немного, - комментирует председатель ТРО ВОГ. - Это объясняется тем, что в этом возрасте люди имеют представление об искусстве, они более грамотные. А нынешняя молодежь, увы ... Во время показа спектакля я не могла шевелиться, так внимательно смотрела. Каждый актер играл великолепно, профессионально, каждый показал свой характер. В Татарстане и в Казани много театров и культурных, но, к сожалению, мы не сможем выступить на представлениях для слышащих людей в наших физических характеристиках. А когда в спектакле играют свои глухие, мы просто счастливы! Словно попадаем в страну глухих. Такая возможность предоставляется нам очень редко: смотрим спектакли на РЖЯ только по возможности раз в 3-5 лет. Это очень обидно! Поэтому в большинстве случаев у нас такая низкая культура среди неслышащих людей. Спросила у некоторых глухих впечатления о спектакле. Кто сидел поближе, им были видны жесты и мимика актеров, а вот кто подальше - не все было понятно. Жаль, что не предоставила повесить экран с проектором. Это урок на будущее. Один глухой парень 32 года, который смотрел этот спектакль, плакал. Такой получился эмоциональный день ».

     Похоже питерским артистам тоже оказалась по душе эта поездка в «третью» столицу. Худрук театра Владимир Бочаров признался: «Уверен, что у неслышащих должна развиваться своя культура. Обычный драматический спектакль, балет, опера - слышащие люди имеют возможность знакомиться с любой постановкой в любой театре. Если туда пойдет глухой, ему будет мало что понятно. Как и нашим неслышащим ребятишкам - они не всегда воспринимают спектакли даже с сурдопереводом. Но это как раз подтверждает, что театральное искусство на русском жестовом языке необходимо внедрять в массы. А то, что к нему есть интерес - в этом мы в очередной раз убедились, побывав в Казани ».

Владимир ГАРАНИН

 


ФОТОКЛИП